Парфенон, храм в честь Афины

Парфенон - самый совершенный из греческих храмов. Он был построен в 5 веке до н. э. в Греции, на Акрополе, возвышавшемся над Афинами.

Что такое Акрополь?

В переводе с греческого слово "акрополь" означает "верхний город". Афинский Акрополь - это огромная скала, 156 м высотой и 330 м длиной. С 10 века до н. э. жители Афин почитали эту скалу как священную. Согласно греческой мифологии, именно на этом месте богиня Афина, дочь Зевса и Метиды, богини Мудрости, одержала победу над Посейдоном, богом Моря. Афиняне воздвигли на Акрополе множество храмов. Один из них был посвящен Афине Парфенос (то есть Деве), покровительнице их города. Каждый год в ее честь устраивались большие праздники, называемые Панафинеями. Главным обрядом праздников было торжественное шествие к Акрополю, когда на статую богини надевали новое одеяние (пеплос). На протяжении нескольких дней по всему городу проходили музыкальные, гимнастические, конные состязания.

Памятник победы

В 5 веке до н. э. греки и персы вели безжалостную войну. В 479 году до н. э. персы ворвались в Афины, разграбили и разорили храмы Акрополя. В 449 году до н. э. греческий полководец Перикл одержал триумфальную победу над персами. В честь этого события он поручил своему другу, скульптору Фидию, восстановить Акрополь и построить там храм Парфенон, который должен был стать олицетворением афинского могущества. Этот храм, посвященный Афине Парфенос, стал самым величественным сооружением из всех созданных в ту эпоху.

Великолепный мрамор

Греция располагала собственными запасами мрамора. Этот очень твердый камень группы известняков ослепительно сверкает, когда тщательно отполирован (с помощью песка, например). Он гораздо прочнее египетского песчаника и позволяет ваять формы более тонкие и изысканные. Создавая из мрамора скульптуры людей, мастера могли изображать их в самых разнообразных, естественных позах.

Общий вид Акрополя с его разнообразными постройками.

Пятнадцать лет работы

Работы на Акрополе начались в 447 году до н. э. с расчистки холма от развалин, которые затем вынесли за стены укреплений. Таким образом, площадь холма увеличилась на несколько сотен квадратных метров. Мраморные блоки привозили из расположенного за городом карьера на телегах, которые тянули мулы. Чтобы добраться до Акрополя, была построена дорога. В 432 году до н. э., через пятнадцать лет после начала работ, строительство Парфенона и монументальных ворот, называемых Пропилеями, было закончено. В 424 году до н. э. был завершен храм Нике Аптерос. В 406 году до н. э. подошла очередь окончания работ над храмом Эрехтейон.

Колонны Парфенона

Колонны вытачивались не из цельного камня. Они собирались из восьми - двенадцати частей с отверстиями посередине, куда можно было вставить костыль, железную перекладину. Она пригоняла два блока, положенные друг на друга. Между блоками мастера прокладывали слой строительного раствора, прочно закреплявшего части между собой. Используемые для возведения стен глыбы не были скреплены цементом. Чтобы их соединить, каменотесы и гранильщики проделывали в каждом камне паз, который заполняли расплавленным свинцом. Остывая, свинец твердел и становился чем-то вроде зажима, не давая частям распадаться.

Части колонн скреплены железными стержнями.

Архитектурные ордеры

На протяжении веков греческие зодчие строили храмы, следуя трем типам архитектурной композиции, называемым ордерами. Их легко различить, посмотрев на капитель, верхнюю часть колонны, поддерживающую плиту перекрытия. Самым древним был дорический ордер, с квадратной капителью, не украшенной скульптурами. Далее следуют капители ионического ордера: они вырезаны завитками, затем капители коринфского ордера, украшенные резными листьями. Капители Парфенона в большинстве случаев выполнены в дорическом стиле.

Золото и слоновая кость

Внутреннее пространство храма было разделено на два больших зала. В одном хранилась городская казна Афин, в другом возвышалась статуя богини Афины, высотой 12 м. Вырезанная Фидием из дерева, Афина держала в правой руке крылатую богиню победы Нику, в левой - копье и щит. Ее лицо и руки были покрыты слоновой костью; одеяние и оружие украшены золотыми пластинами. Говорили, что на статую ушло более тонны золота! Было предусмотрено, что в случае опасности пластины можно снять и спрятать. Но все это только предположения, поскольку в 8 веке н. э. статую увезли в Константинополь, где она бесследно исчезла.

Строители соединяли каменные блоки с помощью расплавленного свинца, который заливали в специально сделанные пазы. Свинец остывал и становился вроде зажима, не давая блокам распадаться.

Совершенство Парфенона

Парфенон стал шедевром древнегреческой архитектуры. Он представляет собой прямоугольное в плане здание с гармоничными пропорциями: длиной около 70 м, а шириной 31 м. Его украшают 8 колонн высотой 10 м по фасаду и 17 таких же колонн по боковым сторонам. Греческие зодчие понимали, что человеческий глаз не точно воспринимает реальность. Чтобы колонны казались строго вертикальными, а плиты перекрытий совершенно горизонтальными, архитекторы пошли на небольшую хитрость. Они слегка наклонили колонны к центру храма и незаметно "прогнули" перекрытия. Были и другие "хитрости". Так, диаметр угловых колонн оказался чуть больше, чем у остальных.

Три ордера греческой архитектуры: доисторический (1), ионический (2) и коринфский (3).

Фризы Парфенона

Скульптурное убранство Парфенона было выполнено под руководством и при личном участии Фидия. С внешней стороны храм украшали два фриза в несколько десятков метров. Они представляли собой мраморные панно, на которых были изображены сцены из жизни богини Афины, ее борьба с Посейдоном,праздники, которые каждый год устраивались в ее честь, битвы богов. Художники на земле высекали из мрамора фризы, а затем поднимали вверх на храм и укрепляли их там.

Разрушительный взрыв

В 6 веке н. э. Парфенон был превращен в христианскую церковь. В 15 веке, после турецкого завоевания, он стал служить мечетью. В 1687 году во время осады города венецианцами турки использовали Парфенон как склад для пушечного пороха, что привело к печальным последствиям. Влетевшее сюда пушечное ядро вызвало взрыв, разрушивший всю среднюю часть здания. Никакого ремонта не проводили. Местные жители начали растаскивать мраморные плиты. В начале 19 века посол Великобритании лорд Элгин получил от турецкого султана разрешение на вывоз скульптур Парфенона. Британцы увезли десятки статуй и большую часть мраморного фриза. К несчастью, во время перевозки один из кораблей, направлявшихся в Англию, потерпел крушение. Многие скульптуры были утеряны. Те, что сохранились, в настоящее время выставлены в Британском музее в Лондоне.

Величественная статуя Афины, покрытая золотом и слоновой костью, достигала в высоту 12 метров.

Мой блог находят по следующим фразам
дворцы древнееврейских царей давида и соломона
мавсола
храм соломона в иерусалиме
гробницы фараонов фото
статуя афины в парфеноне
статуя афины



Оставить комментарий

Перед отправкой формы: